Нет никого хуже людей, чьи эстетические запросы ограничиваются правдой жизни
10990Во-первых, потому, что это, как правило, те же самые люди, которые заодно знают, где жиды прячут награбленное русское добро, кто стоит за возвышением Путина, кто убил Влада Листьева и какими снарядами стреляет психотронная пушка. Кроме того, этим людям ведомо, сколько ЦРУ платит каждому продажному журналисту этой страны. Помимо этого, каждый из них, как правило, знает одного-двух Честных журналистов (тема близкая, да, поэтому о ней так подробно).
Во-вторых, правда, как известно, штука простая. А потому чающие правды люди предпочитают не разнообразить свой вкус - все, что им непонятно, естественным образом отправляется в мусорный бак, на котором написано "Ложь, пиздеж и провокация".
И, наконец, в-третьих, этим людям ничего невозможно доказать. Потому что они уже отобрали себе несколько источников, из которых невозбранно черпают правду жизни, и все ваши попытки доказать, что армия не является школой жизни и что настоящим мужика делает не пять лет на зоне, натолкнутся на стену агрессивного непонимания. Вас могут даже побить, если будете выебываться долго - такую вот силу имеет правда.
Не нужно думать, что такие люди родились вчера и именно в нашей стране - так называемый меттерниховский бидермейер состоял из публики подобного сорта. Но это в сторону замечание, для порядка.
Как нетрудно заметить, русский шансон, то есть хореи и анапесты, уложенные в строфу АВАВ и надетые, как гондон, на универсальный музыкальный хер из трех аккордов и синтезаторного бита, полностью удовлетворяет запросы людей, склонных превыше всего ставить правду жизни. Во-первых, русский шансон прост. Да-да, как правда. То есть, слушая его, решительно не надо напрягать слух или мозг. Во-вторых, русский шансон повествует непосредственно о правде, то есть о настоящих мужиках, о Святой Руси, о заточке и о тачиле. Вы нигде не встретите больших патриотов нашей страны, как в русском шансоне. Вам нигде больше не попадется такой потрясающей силы женский образ, как Мама. Не надо лезть в Тургенева и тыкать егонными женщинами. Проехали. Тургеневские женщины все бляди по сравнению с Мамой. То есть, та дворовая этика, которая для огромного числа наших людей является истиной в последней инстанции, полностью покрывается набором шансонных образов - настоящий мужик обязан пиздиться с себе подобными, не трогать женщин (это весьма скользкий пункт, как показывает настоящая правда жизни, но в Универсальной правде жизни такой закон занесен на скрижали в виде любви к Маме, ничего не поделаешь) и любить свою страну. Зачем ему нужно последнее - хер его знает, да и сам поклонник русского шансона вам ответит на подобный вопрос весьма уклончиво и нетвердо - но лучше бы вам такой вопрос вообще не задавать, потому что, опять-таки, при должной настойчивости можно и в рогобан схлопотать.
Люди, которые пытаются объяснить любовь к шансону чем-то, кроме умственной лени и стереотипного мышления, обычно попадают в несколько классических ловушек. Первая из них - то предположение, что у нас криминализованная культура и, дескать, поэтому... Тут ошибка заключается в том, что шансон и блатняк - не синонимы: шансон покрывает блатняк, как бык овцу, вместе с еще кучей музыкальных форм, это, что называется, umbrella term для всего того, что повествует о правде жизни: туда влезает городской романс, псевдонародное блеянье с гармошкой, барды, если постараются, и еще пачка фиктивных и дефективных музыкальных форм, объединенных примитивной музыкальной логикой, неприличных объемов сентиментальностью и, по большей части, задушевно-сипатым вокалом. Между прочим, дядя Юра на радио Шансон звучит не так чтобы редко. В отличие от дяди Кости, например. Что позволяет нам сделать вывод, что дядя Костя менее душевен, чем дядя Юра, хотя Святую Русь любит значительно больше. Но это опять в сторону, а то Шумилов скажет мне, что я, как тот студент, начав рассказывать про слона, через червеобразный хобот перешел к червям. То есть, через шансон - к привычному поношению русского рока.
Второе оправдание шансона куда лажовее первого, и звучит оно так: ну надо же людям иметь свою музыку. Здесь опять ошибка: шансон любят не за музыку, а за то, что я сказал выше. Вот Катю Лель народ любил за муси-пуси. В них не было никакого практического смысла и правды жизни было не очень. Зато они очень здорово влетали в уши. И поэтому Катя Лель была куда более культурным явлением, чем русский шансон. И очень жаль, что она куда-то пропала.
Третье оправдание шансона... а нет никакого третьего оправдания шансона. Вообще, это все интеллигентская фанаберия, которой предаются долбоебы вроде меня - искать объяснений: шансону не нужно оправдания точно так же, как не нужно оно обуви или мебели. Потому что русский шансон, по большому счету - это предмет обихода, и требуется от него примерно то же, что и от табуретки - чтобы жопе удобно было на нем сидеть. Все прочее, включая и правду жизни - чистая брехня. Глухой и ленивый народ, который сроду не слушал приличной музыки, не читал приличных стихов, лишен врожденной музыкальности, которой обладают какие-нибудь итальянцы, например, а также со школы еще лишен культурной любознательности, а также не был, не состоял и так далее, - этот народ удовлетворяет свои куцые культурные запросы фотографией Сереги Есенина с трубкой на стене и шансоном в проигрывателе.
В 90-х годах, по ряду причин, шансон не участвовал в хит-парадах и сводках продаж: однако всякому, кто хоть немного был знаком со статистикой, было известно, что самый продаваемый артист страны - это никакой не Фил Киркоров, а самый что ни на есть Михаил Круг. С тех пор ситуация изменилась не сильно. У шансона есть свои какие-то альтернативные чарты, у него есть свои концерты, свои события, которые подчас даже не освещаются прессой. Над ним существует странная прослойка, вся эта интеллигентская плесень, которая старательно делает вид, что его не существует, и выбрасывает упоминания о нем даже из желтых газет. Поэтому статистику по нему достать сложно. Но, полагаю, сказать, что его слушают процентов 80 населения нашей страны, не будет большим преувеличением.
К чему я тут все это рассказываю? Тут придется сделать небольшое отступление.
Семья у нас была небогатая, и магнитофон у нас в доме появился довольно поздно - когда я закончил 8 класс. До этого родители притаскивали откуда-то магнитофоны друзей на несколько дней, а с ними и кассеты - какие уж были. На них, в числе прочего, был и блатняк, и этот самый городской романс. И вот однажды, ткнув какую-то очередную кассету, я услышал такие строчки:
Тише, люди, ради Бога, тише
Голуби целуются на крыше.
Продолжать я не буду, ладно? Многие и без меня знают, а те, кто не знает, пусть составят себе впечатление по приведенному - дальше там только хуже. Так вот, услышал я это, когда мне было лет десять, я полагаю, или чуть больше. Скажем, году в 80-м.
Почему я так хорошо это помню? А потому, что в комнату в этот момент решительным шагом вошла мама, без объяснений, но твердо выключила магнитофон и ушла. А потом я подслушал (стены у нас в доме были картонные), как она без обиняков говорит отцу: "Голуби, блядь, целуются! Нет, это ж какая пошлость!"
Я и раньше слышал слово "пошлость", но все не мог уяснить себе его значения. Вот в тот день я его понял, это значение, и, в общем, живу с этим понятием до сих пор.
Дальше что? а дальше я вчера вечером тут включаю телевизор и вижу в нем надпись "10 лет Шансону" или что-то в этом роде. Толпа народу, Поклонная гора, все дела. На сцене два уебка конферируют. Потом к ним присоединяется третий, открывает хлебало в микрофон, и на меня несется песня про то, как целуются голуби.
Камеры часто хватали публику. Нормальные люди, москвичи себе, никаких клыков, никаких рогов. Ужаснее всего были дети - какие-то десятилетние девочки, которые, держа за руку родителей, самым очевидным образом подпевали "голуби целуются на крыше".
То есть, понимаете - они знали слова.
То есть, понимаете, вот мы все тут сидим и рассуждаем, что народ должен же когда-то образоваться, получить вкус хотя бы к попсе голимой, хотя бы к каким-то там Глюкозам и так далее.
А у этих вот людей - у которых нет ни когтей, ни хвостов, у которых вполне приличные лица, никогда не видевшие ни лагерей, ни пресловутых ужосов совка, - у них, значит, растут дети, которые знают наизусть песню про голубей. Которых мама и папа приволокли на Поклонную гору послушать Ивана Дымова и Петра Сивова, а также народную артистку России хуй ее не помню как, которая мерзким голосом лягушки, какому у нас обучают на народных отделениях, исполняла куплеты про милОго и гармошку. Потому что это тоже - святая Русь, а значит, правда жизни, а значит, где-то уже и шансон.
И вот эти дети - они, простите, ломают всю нашу складную интеллигентскую статистику, которая гласит, что под влиянием лучших образцов и так далее народ постепенно пересядет на попсу и даже на Пинк Флойд.
А меж тем, влияние лучших западных образцов тут у нас с 30 апреля 1990 года, когда заработало радио "Европа плюс Москва". Свобода, чарты, журналы, порталы и так далее.
И тут приходят эти дети, симпатичные, совсем не чумазые, - и подпевают про голубей.
Мне иногда кажется, что тут уже ничего не будет. Что народный правдоискательский спорт, сериалы про ментов, книги про Бешеного, историк Суворов и, конечно же, русский шансон - в своих областях все выжгли напалмом. Не знаю, что там с сериалами, но блатняк в нынешнем его виде у нас существует уже полвека - даже песни одни и те же - и аудитория его только расширилась. Все слова, какими можно было себя успокоить, произнесены: и про криминальное общество, и про бывший недостаток свободы информации - а он только набирает обороты. И с этим ничего невозможно поделать.
Разве что только попытаться научить детей в школе тому, что правда жизни - это еще не все, о чем стоит думать. Что есть еще вымысел, милосердие, Гоголь, попса и Чайковский. Что все перечисленное несколько сложнее правды жизни, но стоит того, чтобы его тоже знать. Потому что... ну потому, что с одной только правдой жизни жить скучно.
Может, они поведутся на это?