Что курили в СССР (63 фото + текст)
11176Курили в СССР много. Но самое главное - то, что курили не только собственные сигареты, но и множество других сортов, порой привезенных с края света. Это еще до всей катавасии, которая случилась и начала нарастать с середины восьмидесятых.
Рассказать здесь обо всем красочном многообразии курева невозможно. Поэтому упомяну только те табачные изделия, с которыми свел знакомство лично - курил сам, видел у отца или деда. И без того получается много.
Начнем с того, что куревом СССР исправно снабжали братские республики. Например, Молдавия, которая тогда еще была никакой не Молдовой. Вот "Дойна".
А вот "Флуераш". Отличия табака в этих сортах не было никакого, и даже парни с дудками оставались теми же.
Украина делала "Менеджер". Интересно, какой смысл тогда, в те далекие годы, вкладывался в это слово?
Сигареты "Наири" мой дед называл "Орла замордовали".
Другие соцстраны, вроде Югославии, тоже не отставали. Загадочные сигареты "YU" ("Ю" - а нам всё по... ю!") и просто "Югославия".
Вообще, страны Варшавского договора наперебой спешили помочь СССР. Отличалась, конечно же, Болгария, и ее "Болгартабак". Сигареты "Шипка" в народе ласково называли "Братская могила". Помнится, отец курил сначала именно "Шипку".
Потом на смену ей пришла болгарская же "Стюардесса", переименованная в "Стерву". Коротко и ясно.
А вот и "BT". "БТ" или "Бычки Тротуарные" - основная наша школьная сигарета конца восьмидесятых. При первой возможности охотно менялась на "Родопи" (на самом деле "Родопы") - которые желательно было сначала просушить на батарее. Потому что иначе они гасли сами по себе. "Сигареты противопожарные", вот как они назывались.
И "Опал" (он же "Орал"), с которого началась моя первая затяжка. Существовала поговорка: "Девять лет курил "Опал" - на десятый хер отпал". Не уверен, правда, что она имела под собой основания, но, в общем, вкус табака навевал именно такие мысли.
Болгарские "ТУ-134" уверенно называли "Смерть на взлете", или "Ту - 134, а эту - ни разу".
Были еще сигареты "Интер", "цигари с филтър", на обложке которых красовалось что-то вроде загадочного "инь-янь".
В отличие от Болгарии, Польша вообще делала много странного, но вот сигареты "Каро" с ацетатным фильтром были верхом идеологического саботажа. Позднее их начали выпускать с обрезанным фильтром, что дало повод для многочисленных шуток по поводу захвата Польши Израилем.
Кроме Варшавского договора, отраву для рабочих и служащих Советского Союза исправно поставляли и братские республики Азии. Китай, Вьетнам и Корея - все они отличались поистине кошмарными сортами сигарет, которые, не подготовив себя морально, трудно было взять в рот.
Например, "Chemsongdae", или, проще говоря, "Труба Корее".
Или "Kumsudae", "Хижина дяди Тома" на советском наречии.
Настоящим оружием массового поражения были вот эти сигареты с безобидной и красивой желтой птичкой на пачке. Несмотря на милую птичку, запахом и вкусом они мощно перебивали угольное производство. В народе эти сигареты носили название "Портянки Хо Ши Мина". Неизвестно, носил ли вождь революционного Вьетнама портянки. Но что сказано, то сказано. Рабочие охотно меняли их в пропорции 1:1 на "Астру".
Были еще "Са Па" и "Юаньфань", тоже не оставившие по себе добрых воспоминаний.
Но верхом всего стали сигареты "Pine Tree". Попросту - "Сосна". Абсолютно точное наименование. Если при курении ты чувствуешь вкус сосны и запах сосны, значит это... правильно, сосна!
И, наконец, издалека руку помощи протягивала Куба с команданте Фиделем во главе. В недрогнувшей руке помощи были крепко зажаты сигареты "Лигерос". Они же - "Смерть под парусом". Маленький кораблик посреди зловещей никотиновой тьмы.
Но "Лигерос" были не самыми крепкими. Куда крепче были "Партагас" ("Партийные"). Даже старые, закаленные "Беломором" работяги предпочитали не курить их без необходимости. А картинка на пачке, как мы поняли годы спустя, очень походила на "Лаки Страйк".
Много позже, уже в условиях сигаретного кризиса, "когда уши пухли", загибающийся Союз отчаялся до того, что начал покупать дешевые арабские и турецкие сигареты. После этого Корея просто захлебнулась от зависти. Чего стоили только турецкие "Bursa" - оставалось стойкое впечатление, что в них напихали мох, заботливо собранный со всей Туретчины. Имело ли название этих сигарет что-то общее с Помяловским - не пояснялось.
Или арабские "Sumer", которые мы, школьники, называли "Сумей". Нужно было и в самом деле суметь исхитриться, чтобы их раскурить. И "Са Ба" с непонятной хреновиной, отштампованной на этикетке - не то корабль, не то паровоз.
Но ведь было и у нас в России свое, местное табачное производство. И неплохое! Были известные марки сигарет и папирос. Но начнем мы с неизвестных.
Вот, например, "Медео". Горнолыжный курорт был увековечен в марке табачных изделий. Кто сказал "Бросай курить, вставай на лыжи!"? Вовсе не обязательно.
Кроме того, у нас считалось, что определенным сортом сигарет должен быть охвачен любой круг людей, занимающихся чем-нибудь. К примеру, туристы могли курить "Турист".
Для работников "Речфлота" выпускалась "Ракета". Этой "Ракетой" отцу однажды выдали пол-зарплаты. Пришлось идти на рынок и продавать там.
Полярники тоже не остались обойденными. Для них была "Арктика".
Охотники, по великому замыслу табачников, в промежутках между стрельбой могли сразу ухватить пачку "Охоты". Или, как ее называли "Лосиная жуть".
Людям творческим и прочей гнилой интеллигенции по вкусу должна была прийтись "Лира" (кстати, приходилась не всегда, потому что продавалась по более дорогой цене).
А иностранцам, посещающим СССР, предназначались роскошные "Сувенирные". С росписью под Палех.
В Питере тоже выпускалось много сигарет - еще бы, город на неве владел несколькими табачными производствами - например, фабрикой им. Урицкого. Здесь выпускали "Октябрь".
Кстати, нынешние сигареты "Петр Первый" - вовсе даже не новинка. Вот какими они были давным-давно. С автографом самого императора.
Кроме того, табачная промышленность СССР особой рекламой своей продукции не занималась. А иногда даже и совсем наоборот, с пугающей и восхитительной небрежностью демонстрировала курильщикам: "Вот что с вами станет!". Сигареты "Риск", 20 патронов в смертельной обойме.
Но, признаюсь честно, сигареты "Тандем" поставили меня в тупик. Надо ли было обязательно курить каждую непременно на двоих? Или полагалось разламывать и бережно отдавать другу-сокурильщику?
Потом грянуло то, что стали по глупому недоразумению называть "перестройкой". И все изменилось. Валом повалились привозные сигареты, поддельные и не очень.
«Космос», который держал в кармане каждый уважающий себя пэтэушник, был своего рода символом: глядите-ка, владелец пачки совсем как взрослый. К тому же, благодаря контрастному дизайну, надпись «Космос» легко (с помощью шариковой ручки и бритвенного лезвия) переделывалась во «ВСЁ МОЁ» или же «ХУЁ МОЁ».
Кстати, выпускали «Космос» не только в России, но и в других братских республиках. Так сказать, адаптированный.
Сигареты «Памир» с изображением пешего туриста, деликатно именовались «Нищий в горах». И верно – чем-то похож. Они выпускались в нескольких вариантах, в том числе и в изящной длинной пачке. Впрочем, табак от этого лучше не становился.
и овальные сигареты «Полет». Почему овальные? Да потому что при такой сплющенной форме в пачку их помещалось на пять больше. Один мой друг рассказывал, как, прогуливаясь по Германии, царственным жестом протянул оборванцу, тоскливо просившему «айне цигаретте, бите», целую пачку «Полета». Когда он, отойдя, обернулся, очумевший бродяга так и стоял, переводя взгляд то на него, то на пачку у себя в руках.
Сигареты «Золотое Руно» считались «крутыми», поскольку были ароматизированными, с добавлением якобы трубочного табака и стоили дороже. Но на самом деле многие вспоминают, что после этого во рту стоял ужасный привкус. А один мой знакомый вспомнил, что его приятели называли эти сигареты – «Золотое говно».
А вот и «Лайка». Собачка, отдавшая свою жизнь во имя торжества советской космонавтики, мгновенно стала знаменитой. И печальная морда на пачке была известна так же, как и псина на сигаретах «Друг» (прославившихся еще больше после фильма «Берегись автомобиля».
«Наша марка». Один из самых старых сортов сигарет. Помните Воланда на Патриарших, и его портсигар? В нем была именно «Марка». Сигареты эти дожили и до нашего времени, хотя, конечно же, сдали позиции.
«Пегас». У нас его называли «Бешеный кузнечик». Сколько помню, табак там был всегда такой сырой и плохой, что затянуться этой сигаретой было примерно так же сложно, как попытаться дышать в противогазе с закрытым клапаном.
Немногим лучше была и «Ява 100», которая в отличие от нынешней «Явы», не дожила до нашего времени, оставшись лишь в воспоминаниях. «Язва-100», так ее называли. Или же "Болотные".
«Пирин», он же «Аспирин», или «сигареты рвотные». Производителя не помню, но помню вкус – и не забуду до смерти.
Довольно популярными были и сигареты «Фильтр», попадались они повсюду. Больше сказать о них нечего, кроме того, что пачка была сделана из плохой мягкой бумаги.
Зато «Астра» - о, «Астра» пережила все кризисы, оставаясь, вместе с «Беломором», любимым куревом деревенских мужиков и рабочего люда. И до сих пор ее продают сотнями тысяч и миллионами пачек – мой дядька в деревне брал «Астру», приходя в сельпо с мешком и плотно набивая его плоскими пачками. Хотя пачки были и вполне нормальные, в целлофане.
К несчастью, мне не удалось найти изображение еще одной запомнившейся марки сигарет – «Ватра». На пачке был напечатан гуцульский топорик-валашка, или что-то в этом роде. Эта самая «Ватра» была такой убойной крепости, что в лесу с успехом заменяла собой фумигатор. Комары, опрометчиво подлетавшие близко, осыпались пеплом.
«Ватре» не уступала «Моршанская махорка» или «курительная крупка». Вообще-то, в промтоварных магазинах ее продавали как средство борьбы с вредителями садовых деревьев, но когда разразился кризис, курильщики повымели всю махорку подчистую. Одна ее затяжка вышибала слезы и останавливала дыхание.
А потом это случилось. «Перестройка» и прочие пакости вмиг превратили сигаретную промышленность в труху. Зато из-за границы тут же хлынул поток «гуманитарной помощи» - всякой дряни, которую там, за бугром, жрать отказывались наотрез, пока не появилось место, куда это все можно было легко и быстро сплавить. Остатки СССР.
Чего только не было! Перечислить все марки сигарет и папирос того времени не хватит сил, а если попробовать – получится толстая книга.
Вот лишь некоторые.
Индийский «Мадрас». Они были мгновенно переименованы в «Матрас», поскольку вкус и запах был таким, точно вместо табака в бумагу завертывали старый матрас, на котором умер не один человек.
«Голд Лайн» был примером подделки под знаменитые «Лаки Страйк». На большом расстоянии и не отличить. Кроме рисунка, не было ничего общего, и делали их где-то в Турции.
Сигареты «Paramont» мужики дружно переименовали в «Парамоныча», а мой дядька называл их почему-то «Кондратий». Такие вот невеселые ассоциации они ему навевали. Видимо, неспроста.
Название сигарет «Morven» навевало романтические ассоциации – что-то из Толкиена, дивные эльфы… Покурив их один раз, думать хотелось все больше о туберкулезных диспансерах и мрачных склепах.
На смену «Астре» пришел «Астрал» из Загреба. Риск выпадения в астрал, покурив эти сигареты, помнится мне, был необыкновенно велик.
Зато американские «B.O.Y.» казались на фоне этого всего даже неплохими. «Сигареты марки «Бой». Покурил – и хрен с тобой!» - Виктор Пелевин запечатлел рекламу этой марки в своей повести «Желтая стрела». На самом деле реклама кончалась «покурил – и хвост трубой!»
«Dongbao» были чем-то вроде продолжения «азиатской серии», но выпускались вроде бы в США. Хотя в то время ничего нельзя было утверждать наверняка.
И наконец, «Kenton». Еще не «Кент», но уже не «Прима». В школе обладатель этих ужасно вонючих сигарет с ментолом вызывал зависть. Чему завидовали – непонятно.