Россия - впереди планеты всей (4 фото)
11204Как-то, кажется, не вызвала особых комментариев публикация Мировым банком обновленных результатов сопоставлений ВВП разных стран за 2008 год, по паритету покупательной способности (ППС) и по номинальным курсам, а также о валовом национальном доходе на душу населения (напомню, GNI в отличие от GDP, включает в себя доходы резидентов данной страны - зарплату и доход от инвестиций, полученные за рубежом, например – заработки работников из Таджикистана и Молдавии в России и т.п., тогда как ВВП – показатель сугубо территориальный).
В последней табличке, кстати, есть и сравнения бедности и богатства народов и по несколько более изощренному, по сравнению с ППС (обычно несколько затушевывающему бедность бедных), методу Atlas. Ну, наверное, я просто пропустил реакцию – данные вышли еще в июле, в сезон отпусков, когда всем немного не до того. (Правда, в ЖЖ любят ссылаться на аналогичные данные ЦРУ США – Factbook, но надо помнить, что это все же косвенные промежуточные оценки как раз на базе программы ICP Мирового банка, подводящей итоги раз в 3 года, и первоисточник все же понадежнее будет). Поскольку мой собственный «интеллектуальный вклад» в данном случае ограничился конвертацией данных из .pdf в эксель и рисованием графиков, то, пожалуй только эти графики с минимумом пояснений я сюда и выложу. Что пожалуй, заслуживает отдельного упоминания, так это поразительно хорошие, в некоторых отношениях - чемпионские результаты, которые в забеге 2006-08 годов на общем фоне показала Россия. Вот она – животворящая сила «пузырей», если кто еще не проникся!
Итак, мы в прошлом году стали шестой экономикой мира, тогда как 2005 были еще только восьмой. Продвижение на 2 позиции вверх – лучший результат среди крупных экономик первый дюжины – из остальных подвижек можно отметить сдвиг на одну позицию вверх Индии, потеснившей с 4-ого места Германию, Бразилии – обошедшей Италию, и Мексики – «сделавшей» Испанию. Правда, дальше вверх двигаться будет все же трудновато, в первой пятерке «слабаков» уже нет, разрыв нашего ВВП по ППС с ближайшим «конкурентом» Германией составляет 28%.
До графиков – еще одно замечание. Сравнение объемов ВВП по паритету ПС и по номиналу (в долларовом эквиваленте) дает возможность оценить, насколько дорога или дешева валюта той или иной страны, и что, пожалуй наиболее любопытно, как «сила» или «слабость» валютного курса соотносится бедностью/богатством и с темпами роста экономики. Поэтому на следующих 4-х графиках совместно, в разных комбинациях, представлены три показателя – уровень экономического развития, т.е. душевой ВВП по ППС; темпы его роста (для перехода к показателю реального роста я дефилировал доллары 2008 года к 2005-му по темпу потребительской инфляции в США, что-то порядка 10% за три года, что, наверное, не совсем правильно, во всяком случае, сам ВБ обозначает единицу измерения ВВП и ВНД по ППС как international dollar, ненавязчиво, но тщательно подчеркивая его отличая от US dollar, который служит для представления номинальных показателей. Ну, как говорится, за неимением лучшего…); ну и соотновшение обменного курса с ППС. Площадь кружка везде пропорциональна размерам экономики (ВВП по ППС в 2008 году, кроме 2-ого графика, там – в 2005-ом.)
Ну тут особо и комментировать нечего, соотношение ОК с ППС – это, грубо говоря, показатель уровня цен в стране – то, что вы можете купить, приезжая сюда с долларом США в кармане. Понятно, что чем страна беднее, тем этот уровень в среднем ниже, и по другому бывает крайне редко. Забавно, что на общем фоне, если сравниваться с линей тренда, сам «североамериканский доллар» смотрелся в 2008 году несколько недооцененной валютой, а США – сравнительно с уровнем их развития – недорогой страной. Во всяком случае – европейские страны и их валюты, а также Япония с иеной «на борту» на фоне США выглядели дороговато.
Рубль выглядел недооцененным в 2005 года, но в 2008 – до девальвации – «пришел в норму», сегодня от наверное снова несколько «легче», чем это вытекает из уровня экономического развития страны. Валюты «догоняющих» или, как их иногда называют, «поздне-индустриальных» стран – Индии и Китая, напротив, относительно выросшего там уровня душевого ВВП слегка «полегчали», правда, что касается ренминби, то он был и остается, пожалуй «в норме», в основном отвечая уровню экономического развития страны (душевой ВНД Китая в 2008 году отставал от российского в 2.6 раза, от американского в 7.8). Ну и, наконец, поскольку этот вопрос привлекал в последнее время живой интерес в связи с попытками страны осуществить «внутреннюю девальвацию» за счет снижения масштаба цен, без изменяя номинального курса, отметим, что валюта Латвии (это крохотная точка к северо-востоку от России на верхнем графике) действительно выглядит переоцененной против ППС. Но и не так уж сильно, скажем, для той же Португалии, не говоря уже о Дании, эта переоценка намного выше.
А этот график демонстрирует «чудеса догоняющего роста», в которых в общем-то, тоже нет ничего удивительного (на ноль чего не подели, все будет бесконечность, исключая разве что какой-то фантастический результат Турции, но наверное, то ли ВБ чего-то нахимичил, то ли уже я, хотя вроде и перепроверил…). Ну и здесь я бы обратил, пожалуй, внимание, не на китайско-индийские «чудеса», а «скромные» по азиатским меркам показатели роста душевого ВВП России – «всего» 20% за 3 года. Правда, на постсоветском пространстве по темпам роста мы уступили Азербайджану, Армении, Беларуси, Грузии и Молдове, но все эти страны (кроме Беларуси) по уровню ВНД на душу отстают от нас в разы (скажем душевой ВНД Молдовы примерно соответствует индийскому, а Грузия сильно уступает по этому показателю Намибии).
Среди стран с несколько более высоким уровнем душевого ВВП более высокие темпы показали Хорватия и Словакия, очень высокие темпы развития были также в Румынии (где уровень ВНД примерно такой же как в Беларуси, примерно соответствует нашему 2004 году, т.е. до начала «большого рывка»), но это понятно почему – вступление в ЕС и огромный, по масштабам экономики, приток капитала, заемного в основном – т.е. то, на чем Балтия и Казахстан (а из высокоразвитых экономик – Ирландия) «спалились» уже немного раньше. Ну и наконец, среди среднеразвитых стран чемпионом, показавшим такие же, как и мы темпы роста душевого роста ВНД, остается Корея. Что же касается стран, находящихся в «первой дюжине» по размером экономики, но никаких конкурентов по темпам развития у нас тут не было, отстал даже сравнительно динамичная Мексика, не говоря уже о Бразилии и остальных. Что же касается «кандидатов на замещение места России в БРИК» - Индонезии и Южной Африки, то их показатели роста на нашем фоне выглядели просто жалко.
Ну и наконец, «ресурсное проклятие» – которого, как еще раз подтверждает график, в природе не существует. Страны, наделенные нефтяными запасами, в период 2006-08 годов демонстрировали как выдающиеся результаты роста (кроме России – Венесуэла, Мексика, Норвегия, Кувейт), так и провальные (Саудовская Аравия, Иран). Ну да, все слова о «красотах» рентных политических режимов, разумеется никто не отменял, но экономическому роста похоже и впрямь «мало горя», от того «свободно ли печать морочит олухов» ну и т.д.
Последний график – «те же яйца, только в профиль», что и на предыдущем. Это не «бедность и рост», а «курс и рост», что почти то же самое. Ну да, низкие курсы бедных стран в среднем создают некую фору для ускоренного роста, но сами по себе еще ничего не гарантируют, равно как и завышенные - не запрещают (любопытно посмотреть на показатели роста стран с самыми «тяжелыми» валютами – Швейцарии и Норвегии). К тому же неясно, что тут первично, а что вторично. То ли низкий курс – следствие неразвитости, которая сама по себе дает «низкий старт» для энергичного роста. То ли наоборот, поддержание заниженного душевого ВНД, быстрого роста и полной занятости являются следствием сознательной политики «выталкивания капитала» в резервы, как в свое время показали В.В.Попов и В.М.Полтерович (правда, на мой вкус, в таком исследовании можно было рассмотреть еще и смежные, «зашумляющие» основной вывод гипотезы, например, что уровень сбережений таков, что его хватает не только на накопление резервов, но и на высокую норму внутренних инвестиций, как это происходит, например, в случае Китая). Во всяком случае, выбор курсовой политики, ведущей к ускоренному росту, как это видно из предыдущего графика, остается тайной. Если разумеется, на реальный курс в открытой экономике вообще можно влиять в сколько-нибудь долгосрочном плане.