Если женщина лядь, никакой пояс не поможет (12 фото)
10000Отважный рыцарь, отправляясь в далекий поход, уносил с собою заветный ключик от пояса верности своей любимой супруги...
Знакомый сюжет, известный всем, то ли по пересказам европейских сказок, то ли по анекдотам. И, как это положено, скоро на сцене появится любовник с напильником, и так далее.
Но был ли пояс верности вымышленным аксессуаром или существовал в действительности? Эту тему историки костюма предпочитают обходить стороной из-за недостатка информации и нежелания ввязываться в старую и очень запутанную историю, в которой правду сложно отделить от вымысла.
Я собрала несколько интересных фактов о поясах верности, частично проливающих свет на эту историю. И рассказ мой непременно будет сопровождаться картинками :)) Итак...
В 1996 году Британский музей убрал из своей экспозиции " так называемый пояс верности", который занимал свое почетное место в витрине с 1846 года. Причиной для этого стало разоблачение аналогичных экспонатов в других собраниях, которые один за другим оказывались подделками 19 века. Выявлению подобных новоделов нередко мешало мастерство и сообразительность фальсификаторов, которые могли использовать аутентичные материалы при сборке"подлинных поясов верности". Так, в двух из известных случаев, в псевдопоясах были использованы средневековые собачьи ошейники...
Без сомнения, современным представлениям о поясе верности и обилию его подделок мы обязаны историкам и моралистам 19 века, которые увлеченно описывали в своих трудах "ужасающие реалии средневековья", силами своего воображения добавляя картине больше драматических красок, чем было на самом деле.
И если выводы исторической науки могут устаревать, а подлинность артефактов в музеях оказывается под вопросом, остается только одно - в поисках истины обратиться к источникам тех времен, в которые женщинам приписывали ношение поясов верности.
Пояса верности в средневековой литературе
Одно и первых известных мне упоминаний конструкции "пояс + верность" встречается в лэ Марии Французской "Guigemar" (12 век), где описывается, как главный герой сложным и крепким узлом завязывает пояс на своей возлюбленной. Она отвечает ему взаимностью и вяжет трудноразвязываемые узелки на его рубашке, при этом они клянутся любить того, кто будет способен развязать эти узлы, зная, что никто кроме них самих с этим не справится.
Здесь, хотя и фигурирует настоящий пояс, он играет символическую роль узелка на память. Это скорее сувенир, чем преграда. Заметьте, пусть по-разному, но завязаны оба :))
Другое упоминание можно найти между строк поэмы Гильома де Машо "Le livre dou Voir Dit", в которой дама вручает возлюбленному золотой ключик "от её сокровенных сокровищ и чести". Поскольку автор поэмы был известным любителем аллегорий, трактовать это описание буквально не стоит. Но это описание подтверждает как минимум существование на рубеже 13-14 веков литературного образа дамской чести,охраняемой замком.
Иные известные мне упоминания поясов верности относятся к более позднему времени - они встречаются в литературе 16-17 веков, преимущественно в сатирических рассказах о ревнивых мужьях и хитрых женах.
Изображения поясов верности
Первое явное свидетельство существования пояса верности в виде набедренного каркаса, который запирался на замок, историки усматривают в рисунке манускрипта 1405 года. На его страницах изложен трактат о военном деле(!), известный под названием "Bellifortis".
На первый взгляд может показаться, что автор трактата - Конрад Кайсер - не без основания рекомендовал солдатам перед тем, как отправляться воевать, как следует защитить тылы у себя дома. Что любопытно, к этому рисунку сохранилась подпись: "Это пояс флорентийских дам, железный и крепкий, закрывается спереди".
Но по мнению исследователей подобные пояса в Италии начала 15 века не мужья надевали на своих жен, а скорее уж сами женщины носили их как средство защиты от насилия со стороны солдат-захватчиков. Этим и объясняется то, что пояс попал на страницы военного трактата.
Известно несколько немецких сатирический рисунков 16 века, запечатлевших один и тот же сюжет с участием пояса верности. И на рисунке, и в сопроводительных стишках изображалась молодая женщина, выданная замуж за уродливого старика:
А вот эту гравюру Генриха Вирриха (1575-1600 гг) рассматривать и вовсе одно удовольствие. Мужа в сцене легко опознать по ослиным ушам на шляпе. Внимание художника к деталям заставило более внятно проработать и сам пояс верности. Теперь это не просто брэ на замочке, а более изящная конструкция... Картинку рекомендую рассматривать 🙂 Заметили в руках у служанки за балдахином ключ-дубликат? :)))
Сохранившиеся пояса верности...
...доподлинно не известны. Обретение наукой всех известных мне музейных артефактов относится к 19 веку, и в свете уже описанной истории с Британским музеем доверять их подлинности становится сложно.
Как правило, железные пояса верности обнаруживались при неясных обстоятельствах, пуще прежнего волнующих умы и без того настрадавшихся от средневековья историков 19 столетия.
Например, в 1889 году некий исследователь рассказывал, что обнаружил пояс верности на одном из женских скелетов из австрийского склепа раннего 17 века.
Другой пояс примерно в те же годы был неожиданно найден во дворце венецианских дожей.
Более того, в нём сразу узнали пояс времен Франческо II, синьора Падуи в 1388-1405 гг. В наше время сотрудники музея не располагают какими-либо подтверждениями именно такой датировки, написанной на табличке, но пояс, насколько знаю, остался в экспозиции музея.
Вот фотографии других поясов, чья история не менее темна и загадочна:
Пожалуй, нет известных коллекций средневекового декоративно-прикладного искусства, которые в 19 веке не обогатились бы поясом верности :))
Подводя итог этому небольшому историческому экскурсу мы можем заметить, что:
- со времен Средневековья и Возрождения нам доподлинно известны лишь аллегорические или сатирические описания поясов верности;
- изображения поясов в сатирических рисунках абстрактны и не поддерживают версию о том, что художники могли быть знакомы с конструкцией какого-то реального предмета;
- пояса верности из музейных собраний, в подавляющем большинстве случаев являются подделками 19 века, отражавшими моду на ужасы средневековья, характерные для викторианской эпохи. Те пояса, что до сих пор подписываются как настоящие, вполне возможно, просто еще не проходили экспертизу;
- хорошую страшилку с древней легендой и яркой эротической компонентой еще никто не отменял!