Дезинфо.нет: телепорт в мир девушек, приколов, шуток и юмора.
Гламурный развлекательный блог. Девушки любят, мужики одобряют.

Цирк на Цветном (12 фото)

9536

В 1880 году газета «Русский курьер» сообщила о прибытии в Москву содержателя одесского цирка Саламонского, который желает выстроить каменный цирк на Цветном бульваре.

Цирк на Цветном (12 фото)
Фото 1903 г. Цирк А.Саламонского на Цветном бульваре.

Московские цирки
Самый первый стационарный цирк, тогда ещё деревянный, открыл в Москве на Петровке (там где сейчас старое здание ЦУМа) в 1853 отставной полковник Новосильцев для выступлений своей жены-наездницы. Но антрепренёром он оказался неудачным и цирк скоро прогорел.
Из его ослабевших рук идею "циркализации" Москвы перенял Карл Гинне, открывший цирк на Воздвиженке (как филиал петербургского цирка знаменитого Чинизелли). Здание цирка находилось на том месте, где впоследствии архитектором В.Мазыриным был построен знаменитый особняк А.Морозова в неомавританском духе.
Место видимо было и, правда, весёлое, цирковое. Легенда гласит, что Варвара Морозова, увидев постройку своего сына, сказала: "Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!"...


Фото 1900-х гг. Особняк Арсения Морозова.

Не знаю... Л.Н.Толстому это здание тоже не нравилось. Но "не согласен я ... с обоими" (и с Энгельсом и с Каутским) - по мне так один из самых интересных московских домов. Но это мы от темы уходим.

Самым же известным цирком в Москве, при этом цирком-долгожителем, стал цирк Альберта Саламонского.
Саламонский был выходец из цирковой семьи, сын наездника Вильгельма Саламонского. Дебютировал он в Берлине в 1862 году в цирке Ренца. Был наездником, конным акробатом, дрессировщиком лошадей. В цирке Ренца выдвинулся как исполнитель сальто-мортале на неоседланной лошади. Шесть сезонов он держал свой собственный цирк в Берлине. А в 1870-е годы приехал в Россию. Сперва был цирк в Одессе, а в 1880 г. - Москва.
12 октября 1880 года он открывает цирк на Цветном бульваре (арх.Август Вебер). Цирк был построен очень быстро. При этом денег у Саламонского не было - его подрядчик (купец Данилов) сам заплатил за место для цирка. В день открытия у него не было ни копейки. Кредитный рубль, полученный им за первый проданный билет, он отложил, вставил его в рамку и разместил на стене близ кассы, говоря, что этот рубль якобы принес ему счастье.
В цирке было пять рядов кресел партера; ложи; бельэтаж; т.н. «вторые места» с ненумерованными деревянными скамьями и «стоячая» галерея для самого демократичного зрителя с самыми дешевыми билетами.


Фото кон.19 - нач.20 в.

На открытии цирка выступали: хорошенькая Генриетта, превосходно жонглировавшая на слабо натянутой проволоке, г-жа Труцци, скакавшая на неоседланной лошади, отличный наездник Фредди Саламонский, клоуны-гимнасты братья Паскали ни и сам Альберт Саламонский с 14 дрессированными жеребцами. Кроме того, был поставлен балет-пантомима "Жизнь в зимний вечер" с катанием на коньках и санках и комическими сценами. С первых же дней работы новый цирк стал очень популярен.
Цирк Саламонского принципиально мало, чем отличался от знаменитого Петербургского цирка Чинизелли. И его цирк стал местом встречи всей веселящейся Москвы. Но публика в Москве отличалась от Петербургской. Если у Чинизелли тон задавали гвардейские офицеры, то в Москве цирк посещало главным образом купечество. Но Саламонский был заинтересован и в том, чтобы его цирк посещала также и демократическая публика, чтобы не только ложи и партер, но и галерка была заполнена. В своей деятельности он руководствовался несколькими принципами: программа должна состоять из первоклассных и разнообразных номеров, среди них - сенсационные новинки, рассчитанные на то, чтобы поразить зрителей.
У Саламонского работало много клоунов. Это тоже был его принцип - "что это за цирк, если публика в нем мало смеется". Кроме Анатолия и Владимира Дуровых, Козлова, Бабушкина, Макса Высокинского, Бим-Бом здесь гастролировали и иностранные артисты. На протяжении нескольких сезонов в труппу входили талантливые клоуны: Танти (Бедини), Вельдман, Сергей Альперов, Бернардо, Красуцкие, Сергей Кристов и др.

Вскоре у Саламонского появились серьёзные конкуренты. Известные циркачи братья Никитины (их отец был профессиональный шарманщик) в 1886 году купили пустовавшее круглое здание "Панорамы Плевны" (здание сохранилось до сих пор - сейчас в этом перестроенном здании находится кинотеатр "Мир"), стоявшее на Цветном бульваре вплотную с цирком Саламонского, и начали здесь представления "Русского цирка братьев Никитиных".
Основное ядро труппы Никитиных составляли русские артисты, среди которых первое место занимал Петр Никитин - наездник-акробат, исполнитель мимико-трансформационных и разнообразных новых конно-акробатических жанров, первоклассный гимнаст на различных снарядах и партерный прыгун. Конный акробат и жонглер Михаил Пащенко, один из первых русских жонглеров. В разгоревшейся борьбе верх стали одерживать Никитины. Их цирк был куда более демократичным, был новым для Москвы, где к Гинне, Чинизелли и Саламонскому успели приглядеться, и это решило дело, особенно когда Никитиным удалось заполучить от Чинизелли крупнейший аттракцион с дрессированными слонами.
Вся Москва потекла к Никитиным.
Саламонский выкупает за 35 тыс. рублей у Никитиных здание цирка и подписывает договор, на основание которого те обязуются уехать из Москвы и не открывать в ней более цирков.
С конкурентами покончено!
Но не тут-то было!
Через год Никитины возвращаются и открывают цирк всё на той же Воздвиженке. Саламонский подаёт в суд и... и прогрывает дело... Договор с ним и от своего лица заключал Дмитрий Никитин. Но теперь он никакого отношения к цирку Никитиных не имеет, он больше не участник семейного дела.
Видимо с плохими юристами г-н Саламонский советовался при подписании договора!:)
Тем ни менее, вскоре Никитины покинули Москву и стали работать в провинции. И работают очень успешно. На коронационные торжества 1896 г. приглашают именно их. В Первопрестольную они вернулись только в 1911 г. и открыли цирк на Б.Садовой.


Фото 1920-х гг. Бывший цирк братьев Никитиных, позже 2-й Госцирк, Мюзик-холл...
В настоящее время здание перестроено и в нём находится театр Сатиры.

- Доктор, прошу вас, съездите с ним в цирк. Только, ради бога, посмотрите в программе - котов нету?
- И как такую сволочь в цирк пускают, - хмуро заметил Шариков, покачивая головой.
- Ну, мало ли кого туда допускают, - двусмысленно отозвался Филипп Филиппович, - что там у них?
- У Cаламонского, - стал вычитывать Борменталь, - четыре какие-то... Юссемс и человек мертвой точки.
- Что за юссемс? - Подозрительно осведомился Филипп Филиппович.
- Бог их знает. Впервые это слово встречаю.
- Ну, тогда лучше смотрите у Никитиных. Необходимо, чтобы было все ясно.
- У Никитиных ... У Никитиных... Гм... Слоны и предел человеческой ловкости.
- Так-с. Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? - недоверчиво спросил Филипп Филиппович.
Тот обиделся.
- Что же, я не понимаю, что ли. Кот - другое дело. Слоны - животные полезные, - ответил Шариков.
- Ну-с и отлично. Раз полезные, поезжайте и поглядите на них. Ивана Арнольдовича слушаться надо. И ни в какие разговоры там не пускаться в буфете! Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать. М.А.Булгаков "Собачье сердце"

Всё время Саламонский не только директор своего цирка, но и прекрасный дрессировщик. Он работал с большими группами лошадей, проводил свои номера в стремительном темпе, выступая непринужденно, элегантно эффектно. Саламонский заставлял своих лошадей вальсировать, совершать сложные перестроения в разных плоскостях, выводил на манеж от 60 до 75 лошадей. На манеже от барьера устанавливался многоярусный спиралеобразный пьедестал, на самом верхнем ярусе которого располагались пони и дрессировщик, который руководил животными. Лошади не просто поднимались вверх, а совершали сложные перестроенияс танцевальными движениями. В конном цирке называется "карусель". Самым выдающимся трюком Саламонского была так называемая "свеча", когда по команде 16 жеребцов одновременно вставали на дыбы.
Среди его достижений - проезд верхом на лошади по бревну на высоте 5 м.
В 1890-х гг. он передал директорство своей жене — Лине Шварц (Саламонской), в прошлом - выдающейся наезднице, дебютировавшей, как и супруг, в 1870 г. в цирке Ренца.
Именно при Саламонском цирк стал миром детства! До него цирковые представления были исключительно развлечением для взрослых.


Фото кон.1930-х гг.

В 1919 году цирк Саламонского был национализирован и стал 1-м Госцирком (цирк братьев Никитиных - 2-м Госцирком).

Фото 1938 г. Слева выглядывает здание бывш. "Панорамы Плевны", бывш. цирка Никитиных, нынешнего к/т "Мир" (он как-то чуть иначе сейчас называется).

Кадр кинохроники 1941-1942 гг. Цирк в годы войны.

Фото 1947г. Thomas D.Mcavoy.

Фото 1959 г.


Фото 1961 г. Слева кинотеатр "Мир".

Кстати, во всех источниках написано, что здание цирка на Цветном с 1880 г. и до 1985 г. не перестраивалось. Но, если сравнить все эти снимки, то прекрасно видно, что оно перестраивалось. Да ещё как перестраивалось!

А в 1982 году генеральным директором и художественным руководителем цирка на Цветном стал Юрий Владимирович Никулин.
13 августа 1985 г. состоялось последнее представление в старом здании цирка. Это представление стало грандиозным запоминающимся событием для всех москвичей. После этого старое здание было сломано.
19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. А через несколько лет, 29 сентября 1989 г. состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой "Здравствуй, Старый цирк!" (режиссеры В.Крымко, Н.Маковская).

Кадр из фильма "Покровские ворота".


Современный вид

Главная Фото Цирк на Цветном (12 фото)