Питерский "Арсенал": зал связи и инженерный (18 фото)
13734В этот поход в Арсенал я более внимательно посмотрел те его уголки, которые обычно пробегаются "в конце" и, соответственно, поверхностно и быстро. А именно - ракетный зал, зал связи и инженерный. В этой части - набор впечатлений из зала связи, а также собака-истребитель танков из инженерного и ленинский "Остин"-броневик, оттуда же.
Первое, что обращает на себя внимание в зале связи - большой ассортимент американской техники связи периода 1943-45 гг., поставлявшейся в воюющий СССР по ленд-лизу. Радиостанции армейские, корпусные, дивизионные, авиационные, военно-морские, передатчики, приёмники и т.д. Я насчитал больше 15 разных типов, из них 1 английская, а остальные - все сплошь американские. На кадре - одна из них. К сожалению, в том закутке темно и снимать почти невозможно, а вспышкой - бесполезно, они под стеклом.
После техники связи периода 1941-45 гг. идёт выставка техники 1898 - 1929 гг., она тоже интересная.
Вот этот здоровенный девайс - армейский детекторный приёмник РОБТиТ образца 1915 г.
А этот красавец - кнопочный коммутатор производства завода "Эрикссон" в Санкт-Петербурге, на 4 линии. Начало XX века.
Меня восхитила эстетика, в которой выполнен аппарат. Очень стильно.
Аппарат передачи сигналов азбуки Морзе, 1914 г. Тоже эстетически стильное решение.
Фотокопия свидетельства о премии, присуждённой изобретателю радиоустройства А.А.Попову. 30.11.1898 г. Честно говоря, я затруднился с ответом, а кто же в 1898 г. был наследником цесаревичем, ведь Алексей родился только в 1905 г.
[Upd.: уточнение - В 1898 им был Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Александрович - младший брат Государя императора.]
На удивление занятным оказался и советский послевоенный зал связи, точней - два зала. Поскольку аппаратура была выставлена по возрастанию лет, то было интересно смотреть, как менялась техническая эстетика, стиль, интерфейсы приборов от 1940-х к 1980-м.
На фото - ГАЗ-69 с мобильной радиостанцией дивизионного звена, примерно конец 1950-х.
Автомобильная радиорелейная станция 1951 г., ещё сталинской эры.
Это уже более поздний период, конец 1950-х.
Здесь мне тоже понравилась эстетика, в которой выполнена аппаратура. Если рассматривать её как интерфейс взаимодействия с оператором - то очень наглядно и строго.
А это 1970-е. Обратите внимание, как меняется интерфейс, со временем.
Мобильная станция космической связи Р-438 "Барьер-Т". Это уже 80-е. К ней прилагается и дистанционный пульт управления (набора номера).
Но самым потрясающим экспонатом оказалась радиостанция 1963 года - это период наивысшей напряженности (Берлинский, Карибский кризисы, U-2, арест Пеньковского). Так вот, на ней промышленным образом, в духе общей эстетики аппаратуры привинчена табличка "Внимание! Враг подслушивает".
Вот оно же, покрупнее. Я был в восторге! 🙂
Инженерный зал был менее интересен (для меня, конечно). Но и там был любопытный экспонат - чучело собаки-истребителя танков.
Вот аппарат, который крепился на теле собаки. Сбоку - взрывчатое вещество, вверху - щуп-детонатор. Собака бежала под танк, задевала щупом днище, и при контакте с металлом взрывчатое вещество детонировало.
Ленинский броневик (английский Austin), на котором Ильич в апреле 1917-го выступал у Финляндского вокзала, никуда не делся - теперь он тут. В принципе, сохранность неплохая, я осмотрел его со всех сторон.