Клычки конкретные у мышки
12290Каждый год миллионы перелётных птиц летят в тёплые края, летят в том числе и по ночам. Конечно же, подобный поток еды не может не привлекать многочисленных хищников – в первую очередь из птиц же.
Некоторые сокола в период миграций полностью переключаются на летящие стаи. Но хищные птицы активны главным образом днём. Удивительно, но ночные хищники, “нацеленные” на перелётных птиц, долгое время не были известны. Хотя по ночам хищников в воздухе бывает полно – это летучие мыши. Однако они охотятся преимущественно на насекомых, и несколько известных случаев, когда крупные тропические летучие мыши “прихватывали” птиц – причём отдыхающих, а не летящих – оставались любопытными экзотическими исключениями.
И вот в последние годы прошлого века группа испанских учёных обнаружила, что по крайней мере для одного вида летучих мышей охота на птиц является нормой. Причём живут эти мыши не где-нибудь в недоступных джунглях, а в с незапамятных времён исследованном Средиземноморье. В 1998–2000 гг. исследователи собрали в садах Андалузии (юг Испании) более 14000 фекальных пеллет гигантской вечерницы Nyctalus lasiopterus (одного из наиболее плохо изученных млекопитающих Европы). Работы велись с мая по октябрь. Материал получали двумя путями. Во-первых, фекалии собирали под деревьями, на которых обосновались колонии гигантских вечерниц. Во-второых, летучих мышей ловили сетями и содержали в неволе в течении суток, ожидая опорожнения кишечника, после чего отпускали. Далее фекалии исследовались по стандартной процедуре.
Конечно, в фекалиях круглый год наличествовали фрагменты съеденных мышами насекомых. Но в период птичьих перелётов до 70 % фекалий содержали остатки птиц (в другие месяцы это число падало до 1 %). По времени нахождение птичьих остатков чётко совпадало с пролётом мелких воробьиных. Судя по морфологии крыльев N. lasiopterus, приспособленных для быстрого, но относительно маломаневренного полёта в открытых пространствах, добывали они птиц на лету (а не вылавливали, скажем, в древесных ветвях). Подтверждением этому служат и акустические характеристики эхосигналов гигантской вечерницы (пик возле 19 кГц), типичные для видов летучих мышей, обнаруживающих добычу издали. Исследователи отмечают, что сигнал подобной частоты совершенно не слышим для птиц и не может предупредить их об опасности. Интересно, что ни одна из пойманных вечерниц не несла с собой своей добычи, и остатков птиц не находили под деревьями с колониями мышей. Зато в районе, где активно летающих мышей ловили сетью, на земле было найдено несколько свежих крылышек воробьиных птиц. То-есть, Nyctalus lasiopterus поедают свою добычу в полёте, подобно насекомоядным летучим мышам.
Гигантские вечерницы – самые крупные летучие мыши Европы, их вес достигает 48 г, а размах крыльев – 45 см. Очевидно, переключение питания с крупных летящих насекомых на мелких летящих птиц не потребовало от них ни морфологических адаптаций, ни изменений эхосигнала, ни изменения стратегии охоты. Одни ли они пошли по этому пути, или на перелётных птиц охотятся и другие крупные, берущие добычу из воздуха, летучие мыши в других частях света, ещё предстоит выяснить.