Танк, который хотел стать линкором
12567В 1951 году в Союзе начались работы по созданию навесных индивидуальных плавсредств для танков. Первые образцы для танка Т-54 были изготовлены в 1952 году и тогда же прошли испытания на реке Ока. В 1953-54 гг были проведены предварительные морские испытания.
В 1957 плавсредство было принято на вооружение под обозначением ПСТ-54. Таких средств в мотострелковой дивизии, по штату, должно было быть до 187 единиц (по количеству танков). Производство велось на Навашинском заводе №342, а дооборудование танков на Харьковском заводе №75. Т-54 приспособленный для использования плавсредств получил заводской индекс "объект 485".
Параллельно велись работы по созданию плавсредств для танка Т-55 и ЗСУ-57-2 (имели обозначения, соответственно, ПСТ-55 (проект К-4183) и ПСТ. Доработанная ЗСУ-57-2 получила индекс "объект 510"). В 1959 году заводами №342 и №174 были проведены работы по унификации плавсредств. В 1960 году усовершенствованное плавсредство под обозначением ПСТ-У (универсальное) было принято на вооружение СА.
Комплект ПСТ-У состоял из пяти стальных понтонов (двух основных бортовых, двух откидных бортовых и кормового), заполненных пенопластом. Общая масса плавсредства составляла 10 тонн. Запас плавучесть с танком Т-54 был равен 40%. Движение на плаву осуществлялось при помощи двух гребных винтов с отбором мощности от ведущих колес танка. Максимальная скорость танка с плавсредством на суше составляла 19 км/ч, на плаву - 12 км/ч. Допускалась буксировка со скоростью до 15 км/ч. Плавсредство имело топливные баки емкостью 500 литров, которые обеспечивали дальность 60-80 км (топливо из баков танка при этом не расходовалось).
Преодоление водных преград могло производиться при волнении до 5 баллов. Стрельба из пушки - до 1,5 баллов (для ЗСУ-57-2 - стрельба по зенитным целям при волнении до 2 баллов). Вместе с танком допускалась перевозка десанта с личным оружием до 25 человек (для ЗСУ-57-2 - до 40 человек), при нахождении десанта на палубе плавсредства стрельба из пушки запрещалась. Навешивание плавсредства на танк производилось силами экипажа за 35 минут, сброс осуществлялся мгновенно, без выхода экипажа из машины. Плавсредство ПСТ-54 перевозилось на четырех автомобилях типа ЗИС-151
В 1962 году прошли испытания облегченного плавсредства ПС-1 для танка Т-55 и танкового тягача БТС-2. Масса ПС-1 составляла 5,5 тонн (понтоны не стальные, а из алюминиевого сплава), максимальные скорости движения тягача БТС-2 с плавсредством: на плаву вперед - 13,7 км/ч, назад - 8 км/ч, на плаву за буксиром - до 19 км/ч, по грунтовой дороге - 25 км/ч. Запас хода с учетом дополнительных топливных баков - до 100 км. Плавсредство транспортировалось двумя автомобилями ЗИЛ-157В.
Испытания показали, что по мореходным качествам ПС-1 превосходит ПСТ-54 и ПСТ-У. В 1965 году, после доработки, плавсредство под обозначением ПСТ-63 было принято на вооружение.
В дальнейшем проводились работы по усовершенствованию плавсредств, которые привели к появлению модификаций ПСТ-63М и ПСТ-64 для танков Т-55 и Т-62.
Не обошли вниманием и тяжелые танки. В 1955-57 гг. в ЦКБ-50 велась разработка подобного плавсредства проекта 755 для танка Т-10. На заводе "Красное Сормово" в Горьком для проведения испытаний было построено три опытных плавсредства проекта 755.
С конца 1950-х годов параллельно с водоизмещающими десантно-высадочными средствами началось проектирование быстроходных десантных плавсредств на подводных крыльях. С 1958 года ЦКБ по СПК и СКВ Навашинского судостроительного завода разрабатывало скоростное танко-десантвое плавсредство проекта 80 с убирающимися подводными крыльями. Комплект плавсредства состоял из двух катеров водоизмещением по 12т, которые позволяли перевозить средний танк со скоростью до 30 уз. на дальность до 400 км при волнении до 5 баллов. Каждый катер-понтон имел собственный 1000-сильный двигатель. Перевозимый танк мог самостоятельно входить в воду и выходить на берег, вести огонь, что могло усилить мощь высаживаемого десанта. Опытный комплекс плавсредств создан в 1961 году.
В 1967-68 гг. прошли испытания два головных образца и начато серийное производство плавсредств. Ими были оснащены два батальона - по одному на Балтике и Черном море.
В 1971 году "проект 80" закрыли. Почему – не смог ответить ни один из наших сегодняшних консультантов. Правда, догадаться не сложно. Чтобы танк мог нести на себе два 15-тонных катера, на него должны быть установлены крепежные узлы, масса которых, по скромным оценкам, составит 2–5% массы самого танка. Это около тонны мертвого металла, который, возможно, понадобится танку один-единственный раз, но который он должен возить с собой всегда.
Подвеска танка не рассчитана на такие нагрузки: считается, что даже вес ножевого трала КМТ-6 (800 кг) приводит к быстрому разрушению подшипников передних катков. Если ходовая часть будет рассчитана на дополнительный вес 30–40 т, то, освободившись от судов после выхода из воды, танк будет иметь слишком жесткую подвеску, что приведет к полной потере ее амортизирующих свойств. Танк не сможет нормально двигаться по суше и вести огонь.
И все же главные проблемы "проекта 80" – тактические. Десантная операция предполагает одновременное участие нескольких сотен или хотя бы десятков судов, двигающихся по строгому графику. На берег в определенном порядке должны высаживаться танки, пехота, артиллерия, саперы, средства обеспечения. К моменту приближения батальона "проекта 80" к берегу он должен прикрываться огнем корабельной артиллерии. Для обычных высадочных средств этот вопрос решается просто – часть артиллерии находится на самих десантных судах, часть на судах артподдержки, которые движутся вместе с десантными судами. А как быть с "проектом 80"? Суда артподдержки сопровождать такой батальон не смогут, поскольку скорость у них вдвое-втрое ниже. Значит, они должны выдвинуться к месту десантирования раньше. А в этом случае теряется сам смысл скоростного десантирования танков: противник, увидев корабли артподдержки, будет готов встретить "крылатые танки" огнем.
Что такое танки без пехоты, без артиллерии, без саперов, без боепитания? Боекомплекта хватит на 30 минут боя, если до этого танки не пожгут гранатометчики противника. Пожалуй, танк на подводных крыльях мог бы неожиданно подойти к зоне боевых действий в качестве подкрепления, высадившись чуть поодаль на неохраняемой части берега. Но, согласитесь, это весьма скромная роль для столь амбициозного проекта.