Как делаются французские духи
12928Невозможно было уехать из Франции, не прикоснувшись к тайне французских духов.
В окрестностях Ниццы занимаются этим волшебством еще с XVIII века И вот вместо того, чтобы направиться на пляж, мы едем в горную деревушку Eze, где находятся отделения двух парфюмерных фабрик: Galimard и Fragonard. Мы посетили обе. Но начнем с азов, одних и тех же для обеих фабрик.
Окрестности Ниццы- прекрасное место для производства духов, потому что, благодаря замечательному климату, здесь растет огромное колиество растений и цветов. Но это совсем не значит, что духи производят только из местных ароматов. Один запах создается из тысяч составляющих, которые поставляются из разных уголков мира. Хвойные эфирные масла, например, приезжают сюда из России. Другие ароматы- из Америки, Африки и т.д.
Получение эфирных масел- это очень дорогое производство. Приблизительно из 3 тонн цветов получается всего лишь какой-нибудь 1 кг продукта. На фотографии ниже изображен гигантский аппарат, которым "гонят" эфирные масла. Догадайтесь, на что этот аппарат похож.
А второй способ получения масел ( а исторически он и есть первый) - с помощью стекла и жира. Жир наносится на стекло, а него- слой цветов. Жир впитывает аромат, отработанный слой цветов убирают и наносят второй. И так несколько раз. Так "ароматный жир" становится все более и более концентрированным. Раньше, еще в 70-х годах, использовался животный жир (китовый жир, по-моему, приводился в пример), а сегодня "зеленые" победили и используются только синтетические материалы. Именно поэтому современные духи изменились и мнигие из них ( даже под одним и тем же названием) не держат запах так долго, как раньше. Но однако, средний покупатель этого не замечает.
Итак, эфирных масел - тысячи. Как же сделать из них неповторимый запах? Этим занимаются профессиональные создатели духов - "носы". Для того, чтобы получить эту профессию, необходимо, во-первых, иметь нюхательный талант, а во-вторых, много учиться - 8-10 лет. "Носов" немного - всего лишь порядка 150 человек на весь мир. У них очень напряженная работа, но работать нюхачам разрешается только пару часов в день. Иначе нюх притупляется. Им не разрешается курить, пить алкогольные напитки, есть острую еду. Даже пить кофе нельзя - от этого всего нюх притупляется.
На фотографии - рабочее место нюхача. Оно называется музыкальным словом "орган". Создатели играют запахами прежде, чем получат волшебный аромат. Кстати, создание одних духов может занять годы. Но вернемся к "органу". В нем три ряда запахов. Нижний - древесный, хвойный. Он держится больше всего и составляет основу любым духам, как бы связывает и другие запахи. Средний ряд - фруктовый, ягодный. Он держится меньше, чем первый. А верхний ряд - это цветочные запахи. Их мы "слышим" сразу, но они и быстрее всего улетучиваются. Именно поэтому духи меняют свой запах со временем. Вот почему прежде, чем покупать духи, нужно бы походить с ними часа так четыре, чтобы суметь "услышать" все три уровня.
Итак, первая фабрика, куда мы попали - Fragonard. Она была создана в 1926 году в местечке Grasse. В XVIII веке там родился французский художник Жан Оноре Фрагонар, в честь которого и была названа фабрика. Сегодня у нее несколько отделений, мы были в одном из них в Eze. "Конек" этой фабрики- в совмещении традиционных и современных технологий. Однако, несмотря на технологии, во многом производство - ручное. Говорят, что иначе произойдет потеря качества! Fragonard, который видели мы, находится в очень живописном месте:
А это магазинчик, расположенный отдельно от фабрики:
Экскурсовода Марию мы испугали тем, что попросили рекламку и на русском, и на английском языках - мы ведь могли и две экскурсии затребовать! Но мы сказали, что все в порядке, русский язык сойдет.
Мария удивила меня тем, что категорически отсоветовала нюхать кофейные зерна. По ее мнению, кофейный запах отбивает нюх. Используя кофейные зерна между разными духами, можно рассчитывать "услышать" только запаха три, не больше. А для того, чтобы отключиться от предыдущего запаха, Мария советует нюхать... собственную кожу - например, свою руку. Свой запах возвращает нас к себе, заглушает предыдущий, и совсем не отбивает нюх.
Мария сказала нам, что официального канала поставки их продукции в Россию нет. Поэтому если вы увидите это название - то это товар, который был доставлен в Россию челночным способом, или... подделка.
Нам предложили протестировать несколько запахов. Как оказалось потом, мы не выбрали ни одного "зимнего" запаха - значит, все-таки, климат, в котором мы живем, очень влияет на наши пристрастия.
Вторая фабрика, всего лишь в нескольких шагах от первой, - Galimard. Она гораздо старше первой - основана в 1747 году. Имя ей дал ее основатель лорд Жан де Галимард, который в то время создавал ароматы для королевского двора. Прошло более 250 лет, и эта фабрика все еще работает под тем же именем! В отличие от Fragonard, который со своими маслами создает конечную продукцию, Galimard поставляет свои эфирные масла другим производителям - например для Шанель. Но и сами они создают свои духи.
Очень интересную услугу предлагает Galimard для посетителей- создание ваших собственных, индивидуальных, духов. Процесс не прост. В нем, конечно, принимает участие Галимардовский нюхач, который вначале разговаривает с клиентом на предмет того, что тому нравится, где он живет, даже кем работает или какое у него хобби. Этот разговор является психологическим тестированием. По результатам этого "тестирования" нюхач предлагает вам 10 запахов. Из них вы выбираете 4, которые вам больше нарвятся. Из этих четырех в секретных пропорциях вам будут составлены ваши индивидуальные духи. Услуга не из дешевых: индивидуальность обходится в 250 евро - наверное, вместе с духами, но я не уверена. Мы этой услугой не воспользовались. Мы были там в воскресенье, а нюхач в этот день не работает. Ну и слава богу.
Экскурсовод Ольга рассказывает про разные цветы. Удивила меня тем, что призналась, что у ее мамы был вот такой же аппарат, только поменьше - и на нем сами знаете, что "гнали". Как говорится, no comments
Еще немного оборудования в музее Galimard:
В магазинчике Galimard выбор был больше. Но нам показалось, что все запахи, которые нам предложили попробовать, были на наш вкус тяжелыми, а может быть, зимними. А может быть, нам уже хватило. Поэтому здесь, несмотря на более древнюю и знаменитую фабрику, мы так ничего и не выбрали. Удивительное дело: когда нюхаешь подряд несколько разных ароматов, голова кружится, как после бокала шапанского!
Кстати, еще одно удивление - здесь нам предложили между разными духами нюхать... все те же кофейные зерна в маленьком стаканчике. Такое вот несовпадение между двумя фабриками в одной отдельно взятой французской деревушке!