Отрезать грудь девственнице под самый корень
10479
Однажды молоденькая девушка по имени Агата покрестилась.
У нее была настолько красивая грудь, что от ее вида у наместника Римской империи Квициана кровь к головке приливала.
Но когда Агата не дала Квицану, он приказал отрезать отрезать ей обе груди.
В общем, та решила умереть девственницей, чем дать помацать свои титьки кому попало.
Такой вот херней занимались наши христианские предки...
Но обо всем по порядку.
Согласно "Золотой легенде" ("Legenda aurea", Агата (235-251 гг.) происходила из одного знаменитого катанского рода на о. Сицилия. После принятия крещения она решила из любви к Христу сохранить девственность. Ее красота привлекла внимание римского наместника Квициана, но он был отвергнут упорствующей в своей "идее фикс" Агатой.
Как раз в это время император Деций пытался осуществить, вслед за Нероном, героическую попытку искоренения христианства, которое, подобно стыдной болезни разрушало организм Римской Империи. Квициан, выполняя распоряжения императора, провел серию арестов и казней сицилийских христиан.
Одной из первых была арестована отказавшаяся принять ласки наместника Агата.
Поскольку девушка не пожелала отрекаться от своей веры, и ответила повторным отказом на предложения Квициана, то она была подвергнута "двухступенчатой" казни. Сначала ей отрезали груди и без всякого ухода поместили в камеру, где, по утверждению той же "Золотой легенды", к ней явился казненный за 200 лет до того ученик назарейского авантюриста, бывший служащий налоговой полиции Петр/Симон, немного поколдовал, и ее раны затянулись.
Произошедшая метаморфоза крайне раздосадовала Квициана, и на следующий день было решено подвергнуть Агату обезглавливанию, и сия операция, от последствий которой ни сам экс-плотник, ни его последователи не имели "противоядия", благополучно завершилась смертью шестнадцатилетней девственницы. Это произошло 5 февраля 251 года.
По традиции, Агата изображается с атрибутами своего мученичества – клещами, или большими, похожими на приспособление для резки жести, ножницами, и выглядит, скорее, как подручная плотника.
Гораздо интереснее (и потому более часто встречающиеся) изображения нашей героини, демонстрирующей свои отсеченные груди, выложенными на блюдо. Такой ее изображали Франсиско Сурбаран, Бернардино Луини, Лоренцо Липпи, Николо де Симоне, Джованни Кариани, Гвидо Каньяччи, и ряд мастеров, чьи имена остались неизвестными.
Следует заметить, что эти художники изображали одетую Агату, сосредоточивая наше внимание на весьма аппетитно и чувственно (разумеется, в меру талантливости) изображенных персях.
Впечатляет своей эротичностью картина Феличе Рипосо Фичерелли, изобразившего Агату в последние мгновения перед пыткой.
Впрочем, нас, конечно же, интересуют те картины, на которых художники запечатлели непосредственно процесс мучений непокорной девственницы. Подобные изображения присутствуют на росписях целого ряда церквей XIII-XV веков, и демонстрируют весьма богатую фантазию (или осведомленность) художников в технологии проведения подобных акций.
В XV веке сцена пытки Агаты появляется и на миниатюрах, иллюстрирующих историю ее жизни и смерти, в вышеупомянутой "Золотой легенде" и других манускриптах.
Нет сомнений, что художников и заказчиков этого сюжета привлекала возможность рисовать (для первых) и созерцать (для вторых) почти полностью обнаженное женское тело, взятое в чрезвычайно возбуждающий момент.
Как на фресках, так и на миниатюрах, мученица изображалась нагой до пояса, привязанной к столбу, или подвешенной за руки и волосы на некоем подобии креста. Орудием пытки служили, как правило, уже упоминавшиеся большие клещи или ножницы, но встречались и варианты.
Среди картин на рассматриваемый сюжет, созданных в период Высокого Возрождения в Италии бесспорным шедевром, несомненно, является картина работы Себастьяно дель Пьомбо
"Для кардинала Арагонского он написал великолепнейшую обнаженную св. Агату с истерзанными грудями, вещь исключительную", – так пишет об этой картине Джорджо Вазари в своих знаменитых "Жизнеописаниях".
Разумеется, профессиональный художник, которым являлся Вазари, хорошо понимает разницу между обнаженной и полуобнаженной фигурой, каковой фактически изображена Агата. Но сохранившийся до наших дней эскиз свидетельствует, что возможно, первоначально, Агата на картине дель Пьомбо была полностью обнажена, и лишь позднее нижняя часть ее тела была "прикрыта".
Подобной ханжеской процедуре, увы, подвергались такие шедевры, как "Страшный суд" Микеланджело, "Лукреция" Дюрера, "Венера, Амур и Сатир" Бронзино, "Венера и Амур" Гирландайо (расчищена в 2005 г.)
Картина неизвестного художника немецкой школы начала XVI века. представляет нам самый "обнаженный" вариант Агаты, чье тело, подвешенное за руки на П-образной перекладине, едва прикрыто набедренной повязкой.
Современник Себастиано дель Пьомбо, представитель Северного Возрождения, нидерландец Жан Белльгамб, работавший во Франции, создал картину, которая в иконографии Агаты стоит рядом с картиной великого итальянца. На картине Белльгамба прикованную к стене Агату пытают три палача. Один обжигает ее подмышки факелом, второй захватил левую грудь жертвы ножницами и намеревается ее отстричь, а третий раскаляет пыточные клещи в очаге.
Именно обилие и разнообразие пыточных приспособлений вызвалоу некоторых искусствоведов сложность с идентификацией главного персонажа картины.
Близок по композиции к картине Белльгамба цветной деревянный рельеф Мастера Дунайской школы (начало XVI века).
Созданная в 1554 г. во Фландрии правая часть диптиха "Мучение Стефана и Агаты", изображает мученицу, чье довольно пухленькое тело деловито обрабатывают палачи, подвешенной на перекладине, похожей на ту, что нарисована на приведенной выше старонемецкой картине. Эти два произведения роднит и то, что фламандский художник, подобно своему немецкому коллеге, не ограничился изображением полунагого торса Агаты, но, пусть и не столь радикально, продемонстрировал нам ее обнаженные ноги.
На картине североитальянского художника 16 века, изображающей Агату в компании своих коллег, обстоятельно изображено пыточное устройство для перетягивания груди. Таким же способом Агату пытают на одной фресок 14 века (см. выше).
Итальянская живопись первой половины XVII века находилась под сильным влиянием творчества Караваджо, с его любовью к драматической напряженности, резким контрастам света и тени. Картина кавараджиста Джованни Бальоне, изображающая начальную стадию пыток Агаты, и Антонио Ваккаро, на которой Агата изображена после пытки в темнице, характеризуется всеми вышеперечисленными особенностями.
Картина неизвестного художника фламандской школы 17 века, как и картина Феличе Фичирелли, изображает Агату перед началом пыток. Влияние великого Рубенса, которого не избежал практически ни один из фламандских художников – его современников, с пристрастием к мощным формам и объемам , отчетливо видно в этом произведении.
Агата на картине художника круга Джованни Биливерти (1576-1644) изображающая Агату после отсечения грудей в темнице, доказывает, что Петр Симон не просто залечил ее раны, но и произвел восстановительную маммопластику (не поскупившись на силикон).
Интересно, что со второй половины XVII века с картин полностью исчезает мотив подвешивания Агаты. С этого времени она предстает или привязанной к невысокому столбу или дереву, или просто стоящей на эшафоте.
Одной из вершин творчества великого венецианского художника Джованни Батиста Тьеполо, работавшего во второй половине XVIII века является выполненный в 1755 году алтарный образ для бенедиктинского монастыря Лендинара, поражающий своими живописными достоинствами и высоким драматизмом.
Интересно сравнить эту работу мастера с его же ранним произведением на ту же тему, где еще ощутим отчетливый привкус сентиментальности. На ранней картине художник решил объединить события – пока один палач аккуратно отрезает жертве груди, другой извлекает из ножен меч, готовясь нанести ей смертельный удар.
Картина Тьеполо оказалась последним великим произведением живописи, посвященным мучениям сицилийской девственницы.
Созданные в конце XVIII и XIX веке картины и гравюры, хотя и обладают рядом достоинств, увы, не достигают тех художественных вершин, которые достигли мастера предыдущих эпох.
Мариано Росси
Гюстав Моро
Неизвестные художники
Разумеется, в силу того, что иконография Св. Агаты весьма обширна, здесь представлена лишь часть изображений этой мученицы. По причине произведенных над ее грудями операций, Агата считается покровительницей женщин, страдающих раком груди.
Мне осталось объяснить, что такое "Minne di Santa Agata" (Груди святой Агаты). Так называется творение итальянских кондитеров, представляющее собой пирожное, украшенное зернышком граната: